Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Магаданской областной Думы от 01.03.2013 N 725 "Об утверждении отчета о работе Контрольно-счетной палаты Магаданской области за 2012 год"



МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. № 725

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2012 ГОД

Рассмотрев в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Магаданской области от 24 октября 2011 года № 1428-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Магаданской области" отчет о работе Контрольно-счетной палаты Магаданской области за 2012 год, заключение постоянной депутатской комиссии по экономическому развитию, бюджету и налогам, Магаданская областная Дума постановляет:

1. Утвердить отчет о работе Контрольно-счетной палаты Магаданской области за 2012 год (прилагается).

2. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Магаданской области:
2.1. Продолжить работу по осуществлению контроля за законностью и результативностью использования средств областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области, бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.
2.2. Оказывать содействие главным распорядителям средств областного бюджета в развитии программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета, реализации ими полномочий в части обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств подведомственными учреждениями, а также организации и осуществлении ведомственного финансового контроля.
2.3. В целях эффективного и рационального расходования бюджетных средств, на основе анализа долгосрочных и ведомственных целевых программ, своевременно вносить предложения по оптимизации расходов, при необходимости, о перераспределении средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию целевых программ.
2.4. Уделять особое внимание анализу эффективности управления государственной собственностью Магаданской области.
2.5. Усилить контроль за оценкой результативности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Магаданской области.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Магаданской областной Думы
А.П.АЛЕКСАНДРОВ





ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2012 ГОД

Утвержден
решением Коллегии
Контрольно-счетной палаты
Магаданской области,
протокол от 21.01.2013 № 1

Настоящий отчет подготовлен в соответствии со статьей 16 Закона Магаданской области от 24 октября 2011 года № 1428-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Магаданской области" (далее - Закон области № 1428-ОЗ) о ежегодном представлении Магаданской областной Думе отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Магаданской области (далее - Счетная палата области).

1. Организационно-правовое обеспечение
и особенности деятельности Счетной палаты области
Полномочия Счетной палаты области определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), Уставом Магаданской области, Законом области № 1428-ОЗ.
В отчетном году деятельность Счетной палаты области осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным решением Коллегии от 29 декабря 2011 года № 22, и была направлена на реализацию основных задач в сфере внешнего государственного финансового контроля: осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за законностью и результативностью использования средств областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области (далее - Бюджет фонда ОМС), бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - Внебюджетный фонд ОЭЗ), а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Магаданской области.
Организация деятельности основывалась на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
В декабре 2011 года по инициативе Счетной палаты области создана Ассоциация контрольно-счетных органов Магаданской области (далее - Ассоциация КСО), в состав которой вошли шесть контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее - КСО). В отчетном году укомплектованы КСО в Омсукчанском, Среднеканском и Ягоднинском районах области.
На заседании Ассоциации КСО в июне прошлого года рассмотрены проблемы практического применения положений Федерального закона № 6-ФЗ, вопросы организации и проведения совместных контрольных мероприятий, обучения на курсах повышения квалификации специалистов КСО муниципальных образований области, а также порядок заключения соглашений о взаимодействии с правоохранительными органами.
В течение года оказывалась методическая и правовая помощь КСО муниципальных образований по вопросам организации и осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Кроме того, и.о. председателя КСО муниципального образования "Тенькинский район Магаданской области" принимала участие в проведении Счетной палатой области плановой проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета и Внебюджетного фонда ОЭЗ муниципальным унитарным предприятием "Тенькатеплосеть" (далее - МУП "Тенькатеплосеть").
На основании статьи 10 Закона области № 1428-ОЗ проведено 25 заседаний Коллегии Счетной палаты области, на которых утверждены: план работы на 2013 год, результаты контрольных мероприятий, два стандарта финансового контроля, а также заключения, оформленные по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС, главные администраторы).
Кроме того, в рамках реализации постановления администрации Магаданской области от 5 июля 2012 года № 469-па "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2012 году Программы по повышению эффективности расходов областного бюджета на период до 2012 года и о внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 9 декабря 2010 года № 695-па" разработан и утвержден стандарт финансового контроля "Проведение проверок по формированию и исполнению бюджетов муниципальных образований области, использованию бюджетных средств органами местного самоуправления".
Отчеты и информации о проведенных контрольных мероприятиях, отчет о работе Счетной палаты области за 2011 год и план на очередной год размещались в хранилище данных государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, на официальных интернет-сайтах Счетной палаты области и Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - АКСОР).
Штат сотрудников полностью укомплектован и в 2012 году не претерпел изменений.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" проводилась работа по повышению квалификации наших специалистов. Так, в отчетном году пять сотрудников прошли обучение на курсах повышения квалификации по программам: "Государственный аудит и управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации", "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации", "Актуальные вопросы реформирования бухгалтерского учета в бюджетных организациях", "Организация кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления на современном этапе".
Кроме того, два сотрудника прошли обучение в Учебном центре "ПРОГНОЗ" по курсу "Использование и администрирование комплексов программных средств Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов".

2. Основные результаты работы Счетной палаты области
В отчетном году мероприятия, предусмотренные планом работы, выполнены в полном объеме, за исключением аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за 2010-2012 годы (далее - Аудит эффективности), материалы по которому должны быть подготовлены и направлены в Счетную палату Российской Федерации до 31 марта 2013 года.
Проведено 12 контрольных мероприятий, охвачено проверками 16 объектов, в том числе: 2 органа исполнительной власти области, 2 муниципальных образования, 4 учреждения здравоохранения, по одному учреждению образования, социальной поддержки населения и сельского хозяйства, 2 учреждения культуры, один орган местного самоуправления, одно муниципальное унитарное предприятие, а также Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Магаданской области (в рамках Аудита эффективности).
В соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты области руководителям проверенных объектов направлено 10 представлений (далее - Представление КСП), содержащих 90 предложений. Сняты с контроля (исполнены) 8 Представлений КСП, реализовано 79 предложений (87,8%).
Для проведения финансово-экономической экспертизы поступило 40 проектов законов области и 36 проектов постановлений администрации Магаданской области. Следует отметить, что экспертиза двух проектов законов области о внесении изменений в областной бюджет, а также одного проекта постановления администрации Магаданской области об утверждении целевой программы, проводилась дважды. Всего в отчетном году проведено 101 экспертно-аналитическое мероприятие, подготовлено 79 заключений на проекты нормативных правовых актов, 20 заключений по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и две аналитические записки.
По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Магаданскую областную Думу и губернатору области направлены информационные письма, заключения и аналитические записки.
По всем контрольным мероприятиям материалы (акты, Представления КСП) направлены в прокуратуру области. О результатах их рассмотрения поступала информация, в которой отражена правомерность применения Счетной палатой области бюджетного, гражданского и трудового законодательства.
Основные показатели деятельности за 2012 год приведены в приложении к настоящему отчету.

2.1. Результаты контрольных
мероприятий и принятые по ним меры
Одним из основных направлений деятельности Счетной палаты области является осуществление контроля за законностью и результативностью расходования бюджетных и внебюджетных средств, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности.
При проведении контрольных мероприятий установлены нарушения бюджетного, гражданского и трудового законодательства, нецелевое, неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств и государственного имущества, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Общая сумма выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере составила 45 762,8 тыс. рублей, в том числе: неправомерное использование средств - 3 161,1 тыс. рублей, нецелевое использование - 549,7 тыс. рублей, неэффективное использование средств и имущества - 15 455,5 тыс. рублей, прочие нарушения - 26 596,5 тыс. рублей (превышение лимитов бюджетных обязательств - 1 517,7 тыс. рублей, нарушение требований по ведению бухгалтерского учета - 8 245,0 тыс. рублей, использование субсидий на цели, не предусмотренные законами области, постановлениями администрации области, соглашениями - 9 205,8 тыс. рублей, нарушение Указаний по применению бюджетной классификации - 789,1 тыс. рублей, превышение установленного норматива на оплату труда - 3 971,9 тыс. рублей, нарушение законодательства о закупках - 888,9 тыс. рублей и др.).
В связи с завершением в отчетном году переходного периода реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведены проверки исполнения государственного задания на выполнение государственных услуг бюджетными учреждениями "Профессиональный лицей № 5" (далее - Лицей № 5) и "Колледж искусств управления культуры администрации Магаданской области" (далее - Колледж искусств).
Проверками выявлено, что при расчете нормативных затрат на оказание учреждениями государственных услуг в них включены расходы на исполнение публичных нормативных обязательств (выплаты на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.), что является нарушением Правил осуществления областным государственным бюджетным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти Магаданской области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления, утвержденных постановлением администрации Магаданской области от 14 апреля 2011 года № 248-па. Данные расходы следовало осуществлять за счет средств целевой субсидии, предназначенной для исполнения публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме.
Для устранения указанного нарушения необходима разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения объема и условий предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных работ (услуг) в соответствии с требованиями статьи 78.1 БК РФ.
Предложение о его разработке направлено в администрацию Магаданской области.
Кроме того, управлением культуры администрации Магаданской области (далее - Управление культуры) в составе ведомственного перечня государственных услуг утверждены работы, не относящиеся к основным видам деятельности Колледжа искусств: работа по созданию кино-, фото-, аудио-, мультимедийной, печатной, в том числе учебной, нотной продукции в результате образовательного процесса для последующего использования в образовательной деятельности и методическая работа в установленной сфере деятельности. Указанные работы включены также в государственное задание на 2012 год.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункту 2.6 Устава Колледжа искусств государственное задание формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности учреждения, отнесенными его Уставом к основным видам.
По информации Управления культуры (от 17 января 2013 года № 22) подготовлены предложения по исключению работ по созданию кино-, фото-, аудио-, мультимедийной, печатной и нотной продукции из ведомственного перечня услуг и государственного задания, а также по внесению в Устав методической работы в качестве вида основной деятельности.
Как и в предыдущие годы, при анализе учредительных документов и локальных правовых актов проверяемых объектов устанавливалось несоответствие отдельных положений действующему законодательству. Так, по результатам проверки формирования и исполнения бюджета муниципального образования "Омсукчанский район" внесены изменения в пять решений Собрания представителей Омсукчанского района и четыре постановления администрации Омсукчанского района, разработаны и утверждены два постановления администрации Омсукчанского района, касающиеся порядка взыскания и списания задолженности по неналоговым доходам. Приказами финансового отдела администрации Омсукчанского района утверждены порядки ведения сводной бюджетной росписи, инвентарного и аналитического учета объектов имущества муниципальной казны и начисления амортизации.
Устав областного государственного учреждения здравоохранения "Ольская центральная районная больница" (далее - Ольская ЦРБ) приведен в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому расходные обязательства по организации медицинской помощи населению, ранее возложенные на органы местного самоуправления, переданы субъекту Российской Федерации.
В период проверок внесены изменения в учетную политику областного государственного бюджетного учреждения "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская" (далее - Станция "Магаданская"), государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - Центр СПИД) и др. Учтены замечания Счетной палаты области при утверждении приказа об учетной политике на 2013 год Колледжа искусств.
При проведении контрольных мероприятий установлено использование финансовых средств с нарушением законодательства (неправомерное использование) в сумме 3 161,1 тыс. рублей, из них возмещено - 840,9 тыс. рублей.
Так, в Центре СПИД при проверке законности и обоснованности использования средств на оплату труда установлено, что в нарушение пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам лаборатории диагностики СПИД дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставлялся в количестве 24 рабочих дней, несмотря на то, что по результатам аттестации рабочих мест установлено 12 рабочих дней. Неправомерно использованные средства в сумме 424,5 тыс. рублей возмещены в областной бюджет за счет поступлений от приносящей доход деятельности.
МУП "Тенькатеплосеть" выплачивались работникам надбавки "в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, с целью поддержания платежеспособности работников", не предусмотренные коллективным договором и другими локальными актами предприятия. Общая сумма таких выплат составила 2 155,0 тыс. рублей.
Объем неправомерно использованных бюджетных средств, установленных при проверке управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира (объектов охоты) администрации Магаданской области (далее - Управление по охране животного мира), составил 214,7 тыс. рублей, в том числе: выплата премии "за не курение в рабочее время и на рабочем месте" - 81,5 тыс. рублей, нарушение порядка исчисления денежного содержания областных государственных гражданских служащих - 43,9 тыс. рублей и др. По результатам проверки возмещено 136,9 тыс. рублей.
Проверкой Колледжа искусств установлено нецелевое использование средств в сумме 549,7 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств областного бюджета на цели, не предусмотренные мероприятиями областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области" на 2010-2013 годы и целевые показатели до 2020 года" (нарушение статьи 289 БК РФ).
Общий объем неэффективно использованных средств и имущества, выявленных при проведении контрольных мероприятий, составил 15 455,5 тыс. рублей.
Так, неэффективно использованы бюджетные средства в результате осуществления учреждениями здравоохранения авансовых платежей по договорам на оказание услуг в сумме 68,1 тыс. рублей, оплаты административных штрафов за несоблюдение норм действующего законодательства в сумме 90,0 тыс. рублей. Кроме того, государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Магаданский областной центр медицинской профилактики" (далее - Центр медицинской профилактики) произведено авансирование приобретения основных средств (в размере 100,0%) на сумму 729,2 тыс. рублей.
Центром СПИД в соответствии с договором хранения, заключенным с комитетом по управлению государственным имуществом Магаданской области, осуществлялась оплата услуг по теплоснабжению неэксплуатируемого помещения, принятого к учету в составе казны Магаданской области, в сумме 213,5 тыс. рублей. По информации Центра СПИД в декабре 2012 года указанный договор хранения расторгнут.
Установлено неэффективное использование учреждениями здравоохранения имущества стоимостью 1 453,0 тыс. рублей, в том числе: непригодное для дальнейшего использования, подлежащее списанию; неэксплуатируемое в течение длительного времени.
Так, при проверке Ольской ЦРБ установлено, что высокочастотный струйный аппарат искусственной вентиляции легких ВЧ/100 "Зис Лайн" стоимостью 372,5 тыс. рублей, спирометр SPIROVIT SP-1 стоимостью 270,6 тыс. рублей, приобретенные в 2008 году за счет средств областного бюджета в рамках реализации областной целевой программы "Оснащение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием", 3 года 9 месяцев не эксплуатировались в связи с отсутствием в учреждении специалистов. В целях реализации Представления КСП указанное медицинское оборудование передано областному государственному казенному учреждению здравоохранения "Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 пос. Дебин" и поликлинике пос. Ола.
В Центре медицинской профилактики более 4 месяцев не использовался аппарат для комплексной функциональной диагностики стоимостью 247,0 тыс. рублей в связи с задержкой поставки комплектного оборудования (велоэргометра).
Для проведения диагностических исследований Станцией "Магаданская" в декабре 2010 года приобретен передвижной лабораторный комплекс ВМК 30331-213-05 "Лаборатория ветеринарного надзора - Бактериологическая" стоимостью 6 500,0 тыс. рублей. Однако до мая 2012 года (на протяжении 16 месяцев) данный комплекс не использовался.
В целях реализации Представления КСП учреждением получены все необходимые санитарно-эпидемиологические заключения и лицензии, проведено обучение специалистов. Комплекс введен в эксплуатацию с 1 августа 2012 года.
Общий объем прочих финансовых нарушений составил 26 596,5 тыс. рублей (нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, принятие бюджетных обязательств с превышением утвержденных лимитов, длительное неиспользование средств, нарушение законодательства о закупках и др.).
При исполнении бюджетных смет в 2011 году и использовании субсидий на финансирование нормативных затрат на оказание услуг и содержание имущества в 2012 году оплата товаров, работ, услуг осуществлялась с нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Например, сумма данных нарушений при проверке Лицея № 5 составила 732,2 тыс. рублей.
Исполнение бюджета по расходам отдельными получателями средств осуществлялось с нарушением требований статьи 219 БК РФ, предусматривающей принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных до них лимитов. Общая сумма таких нарушений составила 1 517,7 тыс. рублей. Так, согласно данным бюджетной отчетности за 2011 год администрацией Омсукчанского района допущено превышение утвержденных лимитов бюджетных обязательств по оплате труда на 827,5 тыс. рублей.
Аналогично, Управлением по охране животного мира в 2011 году приняты обязательства сверх доведенных лимитов на 242,6 тыс. рублей, областным государственным казенным стационарным учреждением социального обслуживания населения "Психоневрологический интернат "Снежное" (далее - Психоневрологический интернат) на 313,1 тыс. рублей и др.
Не обеспечен должный контроль за своевременным перечислением денежных средств в доход бюджета. Так, в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" денежные средства умерших инвалидов, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства. Однако, денежные средства умершего в декабре 2010 года инвалида в сумме 144,4 тыс. рублей перечислены в доход федерального бюджета Психоневрологическим интернатом лишь 1 ноября 2012 года, после получения Представления КСП.
В целях устранения нарушений, установленных при проверке, администрацией Омсукчанского района активизирована работа по взысканию просроченной задолженности с арендаторов муниципального имущества и земельных участков. Так, за второе полугодие 2012 года в бюджет муниципального образования поступили средства от аренды имущества и земельных участков в сумме 10 797,4 тыс. рублей, дебиторская задолженность арендаторов уменьшилась на 465,9 тыс. рублей, проведена сверка задолженности и направлены исковые заявления на взыскание просроченной задолженности в судебном порядке.
По-прежнему одним из наиболее часто встречающихся нарушений является несоблюдение проверяемыми объектами порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (сумма нарушений составила 8 245,0 тыс. рублей). Такие нарушения были установлены в ходе проверок Центра медицинской профилактики, Лицея № 5, Колледжа искусств и др.
Проверенными организациями, как во время контрольных мероприятий, так и в ходе исполнения Представлений КСП, принимались меры по устранению выявленных нарушений, разработаны и осуществляются мероприятия по реализации наших предложений и рекомендаций.
Устранены финансовые нарушения на общую сумму 14 135,1 тыс. рублей, из них возмещено в бюджеты всех уровней 2 095,9 тыс. рублей, восстановлены субсидии из областного бюджета, использованные не по целевому назначению в сумме 2 848,9 тыс. рублей.

2.2. Экспертно-аналитическая деятельность
К основным полномочиям Счетной палаты области отнесена экспертиза проектов законов об областном бюджете, Бюджете фонда ОМС и Внебюджетного фонда ОЭЗ, внешняя проверка годовых отчетов об исполнении областного бюджета и Бюджета фонда ОМС.
В отчетном году проведена финансовая экспертиза 29 проектов законов об исполнении указанных бюджетов, внесении изменений в них, проектов бюджетов на 2013 год, подготовлены и направлены областной Думе 64 предложения, из которых при рассмотрении и утверждении законов области учтено 57. Кроме того, подготовлены заключения по 13 иным законам области ("О межбюджетных отношениях в Магаданской области", "О Резервном фонде Магаданской области" и др.).
Так, по нашим предложениям приведены в соответствие с бюджетной классификацией наименования и коды разделов, подразделов, целевых статей и виды отдельных расходов областного бюджета и Бюджета фонда ОМС, уточнены объемы межбюджетных трансфертов, нормы отдельных законопроектов приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, уточнены объемы финансирования областных целевых и адресной инвестиционной программ, уточнена структура бюджетных ассигнований на здравоохранение в связи с переходом на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования и др.
Проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Мониторинг реализации Контрольно-счетной палатой Магаданской области полномочий по проведению финансово-экономической экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Магаданской области в части, касающейся расходных обязательств области, а также государственных программ области". Итоги его показали, что за период с 1 октября 2011 года по 1 октября 2012 года администрацией Магаданской области рассмотрено и утверждено 256 проектов нормативных правовых актов (далее - НПА), предусматривающих принятие расходных обязательств, в том числе 185 проектов об утверждении и внесении изменений в программы области (инвестиционную, адресные, целевые и прочие). Из них для проведения финансово-экономической экспертизы поступили всего 28 (10,9%), в том числе по программам области - 24 (13,0%).
Проекты НПА об утверждении и внесении изменений в 41 программу области (инвестиционную, адресные, целевые и прочие) в Счетную палату области не направлялись. Для примера, в программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2009-2012 годы" за исследуемый период изменения вносились 8 раз, в программу "Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы" - 5 раз.
Из 28 проектов НПА в день рассмотрения их администрацией Магаданской области поступило 4, за 1 день до рассмотрения - 8, за 2 дня - 2, за 3 дня - 1, за 5 и более дней - 13.
Поздние сроки поступления проектов НПА не позволяют в полной мере учесть замечания Счетной палаты области, изложенные в подготовленных заключениях.
Анализ рассмотренных проектов НПА и их финансово-экономических обоснований показал, что некоторые из них составлены без соблюдения норм федерального законодательства, недостаточно верно просчитаны объемы финансирования и показатели результативности (индикаторы) их реализации. В отдельных проектах только констатируется сумма средств, необходимая для реализации нормативного правового акта (в отсутствии финансово-экономического обоснования).
По итогам проведения мероприятия в администрацию Магаданской области направлено предложение о внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству в Администрации области в части обязательности направления указанных проектов НПА в наш адрес для подготовки заключений. Постановлением губернатора Магаданской области от 9 ноября 2012 года № 113-п соответствующие изменения в Инструкцию внесены.
Всего в отчетном году проведена финансово-экономическая экспертиза 36 проектов НПА органов государственной власти области в части, касающейся расходных обязательств, а также программ области. По итогам экспертизы направлено 74 предложения, из которых 57 (77,0%) учтены.
В соответствии с планом мероприятий Счетной палаты области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ финансирования и хода реализации областной целевой программы "Формирование доступной среды в Магаданской области" на 2011-2015 годы" (далее - Программа, Программные мероприятия). Аналитическая записка, подготовленная по результатам мероприятия, с выводами и предложениями направлена губернатору Магаданской области и в Магаданскую областную Думу.
При проведении мероприятия установлено, что в Программе не нашло отражения взаимодействие с общественными организациями инвалидов, участие которых способствовало бы наиболее полному решению проблем интеграции и социализации инвалидов, не обеспечено решение задачи оценки состояния доступности для маломобильных групп населения объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности и др.
Кроме того, при реализации Программных мероприятий установлено неэффективное использование казенным учреждением "Специальная (коррекционная) школа VIII вида № 19" средств областного бюджета в сумме 128,1 тыс. рублей. В соответствии с письмом Счетной палаты области, направленным руководителю департамента образования администрации области (далее - Департамент образования), денежные средства в сумме 95,5 тыс. рублей возмещены в областной бюджет, уменьшены лимиты бюджетных обязательств на сумму 14,1 тыс. рублей и кредиторская задолженность на 18,5 тыс. рублей.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия, в целях решения проблем маломобильных групп населения, администрации области рекомендовано: рассмотреть возможность обеспечения медицинских учреждений области соответствующим оборудованием и программными ресурсами для осуществления записи на прием к медицинским работникам посредством использования сети Интернет; предусмотреть средства для устройства специальных приспособлений (пандусов, подъемников, поручней) в учреждениях здравоохранения и культуры области, а также оснащения областных спортивных учреждений тренажерами для инвалидов.
Итого в 2012 году Счетной палатой области проведено 101 экспертно-аналитическое мероприятие, направлено Магаданской областной Думе, администрации Магаданской области и органам исполнительной власти области 150 предложений, из которых реализовано 132 (88,0%). Для сравнения, в 2011 году проведены экспертизы и подготовлены заключения по 53 проектам НПА, внесено 78 предложений, из которых учтено 52 (66,7%).

2.3. Результаты внешней проверки бюджетной отчетности
главных администраторов бюджетных средств за 2011 год
В соответствии со статьей 2644 БК РФ и статьей 18 Закона Магаданской области от 7 декабря 2007 года № 934-ОЗ "О бюджетном процессе в Магаданской области" в отчетном году проведены внешние проверки бюджетной отчетности 20 главных администраторов и отчетов об исполнении областного бюджета и Бюджета фонда ОМС за 2011 год. Анализ результатов внешних проверок показал, что бюджетная отчетность в основном соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Вместе с тем, в нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ) при исполнении областного бюджета допущено неэффективное использование средств, выразившееся в перечислении налоговых платежей и платежей в государственные внебюджетные фонды авансом. Сумма переплаты по состоянию на 1 января 2012 года составила 3 457,6 тыс. рублей, в том числе: по отчетности департамента здравоохранения администрации Магаданской области (далее - Департамент здравоохранения) - 1 225,9 тыс. рублей, Департамента образования - 1 776,7 тыс. рублей и др.
Кроме того, приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов на сумму 7 058,2 тыс. рублей (нарушение статьи 219 БК РФ): департаментом социальной поддержки населения администрации Магаданской области (далее - Департамент социальной поддержки) - 6 078,2 тыс. рублей, Управлением культуры - 430,5 тыс. рублей, Пожарно-спасательным центром - 236,0 тыс. рублей и др., что послужило одной из причин увеличения кредиторской задолженности. Так, в Департаменте социальной поддержки кредиторская задолженность выросла в 1,8 раза по сравнению с 2010 годом (с 5 552,6 тыс. рублей до 9 767,4 тыс. рублей).
Годовая бюджетная отчетность четырех главных распорядителей средств областного бюджета представлена с нарушением графика, установленного департаментом финансов администрации Магаданской области (Департамент образования, Департамент социальной поддержки, Департамент здравоохранения, Управление культуры).
В нарушение пункта 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 года № 191н, не в полном объеме представлена бюджетная отчетность Департаментом образования и комитетом по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области.
Установлены несоответствия между отдельными формами бюджетной отчетности Департамента здравоохранения, департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области и др.
При ведении бухгалтерского учета не всегда соблюдались положения нормативных актов об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкций по его применению, что привело к недостоверности данных, отраженных в бюджетной отчетности (Департамент здравоохранения, Департамент социальной поддержки, комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области).
Текстовая часть пояснительной записки к бюджетной отчетности отдельных ГАБС не структурирована по разделам. Не в полном объеме отражена информация: о численности работников; мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов; о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них); об изменении состава бюджетных полномочий и др.
Заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчетности направлены главным администраторам для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении годовой бюджетной отчетности в дальнейшем.

3. Взаимодействие с другими органами
В рамках выполнения плана работы АКСОР Счетная палата области принимала участие в обсуждении проблем правоприменительной практики Федерального закона № 6-ФЗ. Так, в феврале 2012 года председателю комиссии по правовому обеспечению деятельности контрольно-счетных органов РФ направлены предложения об уточнении норм БК РФ и указанного Закона в части обязательности утверждения годового отчета об исполнении местного бюджета после проведения его внешней проверки органами финансового контроля, законодательного определения понятий "неэффективное использование бюджетных средств" или "нерациональное использование бюджетных средств" и др.
Направлены также предложения к проекту Методики подготовки сводных данных контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований о результатах контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности с помощью объединенного информационного ресурса ГИАС КСО.
В рамках Аудита эффективности, проводимого совместно со Счетной палатой РФ, в отчетном году проведены проверки в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Магаданский областной онкологический диспансер", Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Магаданской области, продолжается проверка в Департаменте здравоохранения. Результаты указанного контрольного мероприятия будут завершены до 31 марта текущего года и отражены в отчете о деятельности Счетной палаты области за 2013 год.
Кроме того, в отчетном году со Счетной палатой РФ проводилось параллельное экспертно-аналитическое мероприятие "Подготовка, рассмотрение на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и направление информации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по результатам мониторинга изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерстве регионального развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам (с участием контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации) по состоянию на 1 июля 2012 года и 1 января 2013 года".
Информация о тарифах на оплату жилищных услуг, динамике изменения тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, валовой выручке организаций коммунального комплекса и др. направлена в Счетную палату РФ в сроки, установленные решением от 1 марта 2012 года № РШ-11/13-02.
На основании письма прокурора области от 20 декабря 2011 года № 7-1808-2011 в план работы на 2012 год включено проведение двух контрольных мероприятий:
- целевого и эффективного использования субсидий и иных средств, выделенных МУП "Тенькатеплосеть" из областного и местных бюджетов в 2010-2011 годах;
- целевого и эффективного использования бюджетных инвестиций в рамках областных целевых программ по объекту "Строительство котельной в п. Дукат Омсукчанского района" в 2010 году.
Общий объем субсидий на снижение платежей населения, а также на компенсацию недополученных доходов, полученных МУП "Тенькатеплосеть" за 2010-2011 годы и 4 месяца 2012 года из областного и местных бюджетов, составил 402 504,6 тыс. рублей, из них на приобретение топливно-энергетических ресурсов направлено 159 335,2 тыс. рублей, на оплату транспортных расходов по их доставке - 158 701,4 тыс. рублей, оплату потребленной электроэнергии - 73 957,7 тыс. рублей и др.
Средства субсидии в сумме 9 205,8 тыс. рублей (в 2011 году - 6 356,9 тыс. рублей, в 2012 году - 2 848,9 тыс. рублей) списаны со счетов предприятия инкассовыми поручениями в погашение задолженности по страховым платежам в пенсионный фонд и другим налогам и сборам, то есть использованы на цели, не предусмотренные законами области, постановлениями администрации области и заключенными соглашениями. По Представлению КСП восстановлены средства субсидии в сумме 2 848,9 тыс. рублей, использованные в 2012 году.
В нарушение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ) изменены условия муниципальных контрактов на поставку твердого топлива для нужд муниципальных образований "поселок Омчак" и "поселок Мадаун".
При оценке финансового состояния за 2009-2011 годы установлено, что по итогам работы за указанный период МУП "Тенькатеплосеть" получены убытки в сумме 36 253,0 тыс. рублей, дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2012 года составила 153 093,0 тыс. рублей, кредиторская задолженность - 137 216,0 тыс. рублей.
По результатам проверки проведена оптимизация штатной численности работников предприятия (сокращено 8,7 единиц), согласованы учредителем (муниципальным образованием "поселок Усть-Омчуг") структура и штатное расписание, утверждены показатели экономической эффективности и план финансово-хозяйственной деятельности на 2012 и 2013 годы.
Вместе с тем, Представление КСП не исполнено в полном объеме. Так, не внесены изменения в Устав предприятия в части определения получателя части прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей, а также органа, осуществляющего контроль за его деятельностью, не проведена инвентаризация протяженности сетей и оборудования. За 2012 год направлены и рассмотрены в судебных инстанциях иски на взыскание дебиторской задолженности только на сумму 28 654,4 тыс. рублей.
Проверкой использования бюджетных инвестиций на строительство в 2010 году котельной в пос. Дукат установлено несвоевременное выполнение проектно-изыскательских работ по государственному контракту, нарушение Федерального закона № 94-ФЗ (изменение условий контракта) и др.
Материалы по результатам указанных контрольных мероприятий направлены в прокуратуру области. По информации начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Магаданской области прокуратуре Тенькинского района дано указание о внесении представления учредителю МУП "Тенькатеплосеть" об устранении выявленных нарушений, а также о внесении представлений в администрации муниципальных образований "поселок Омчак" и "поселок Мадаун".
С целью совершенствования информационного взаимодействия 2 февраля 2012 года между Счетной палатой области и Управлением Федерального казначейства по Магаданской области заключено соглашение, регламентирующее порядок передачи информации по операциям со средствами бюджета области, а также отчетных и иных документов по кассовому обслуживанию его исполнения.
Кроме того, с июня 2012 года Счетная палата области имеет доступ к информационно-аналитической системе мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Организация контроля за устранением нарушений,
выявленных в предыдущие годы
Постоянно осуществлялся контроль за исполнением Представлений КСП и реализацией предложений по устранению выявленных нарушений в прошлые периоды. Так, в 2012 году возмещены в областной бюджет денежные средства в сумме 323,5 тыс. рублей, в том числе: государственным казенным стационарным учреждением социального обслуживания населения "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" в сумме 3,8 тыс. рублей; государственным казенным учреждением социального обслуживания населения "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" - 17,5 тыс. рублей; Департаментом образования - 1,2 тыс. рублей; областным государственным казенным учреждением здравоохранения "Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 пос. Дебин" - 301,0 тыс. рублей.
По итогам проверки в 2011 году государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - Областная больница) устранены финансовые нарушения на сумму 2 105,5 тыс. рублей. Внесены в кассу учреждения 605,1 тыс. рублей, выполнен объем незавершенных строительных работ на 704,5 тыс. рублей, представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на имущество на 795,9 тыс. рублей.
По результатам проведенного в 2011 году Счетной палатой области мероприятия "Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности" прокуратурой Магаданской области направлен протест на постановление администрации Магаданской области от 28 января 2010 года № 10-па "Об утверждении штатных нормативов", который удовлетворен 14 февраля 2012 года.
Штатные нормативы образовательных учреждений приведены в соответствие с нормами действующего законодательства.
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, прокурорами Сусуманского и Ольского районов в отношении руководителей четырех муниципальных образовательных учреждений возбуждены производства об административных правонарушениях по статьям 6.4 и 6.7 КоАП РФ (требований к эксплуатации общественных помещений, к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения).
В целях реализации предложений по итогам указанного мероприятия внесены изменения в областную целевую программу "Развитие образования в Магаданской области на 2011-2015 годы" в части выделения финансирования на обеспечение образовательных учреждений учебными пособиями и учебниками на период с 2013 по 2015 годы в сумме 13 423,8 тыс. рублей, постановлением администрации Магаданской области от 4 октября 2012 года № 703-па утвержден региональный план действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Магаданской области на 2012-2014 годы. Предложения Счетной палаты области учтены при разработке комплекса мер по модернизации системы общего образования Магаданской области на 2012 год (постановление администрации Магаданской области от 2 февраля 2012 года № 45-па).
По-прежнему остается частично неисполненным Представление КСП по результатам проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной центр планирования семьи и репродукции". До настоящего времени не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и нормы бесплатной выдачи молока, а также осуществления контроля количества, качества и сохранности бесплатно выдаваемого молока отдельным категориям детей первых трех лет жизни. По информации Департамента здравоохранения работа по разработке и согласованию проекта постановления об утверждении указанного порядка проводится с января 2012 года.

5. Основные выводы по результатам контрольной
и экспертно-аналитической деятельности
Обобщая результаты проведенной в отчетном году работы можно сделать вывод о том, что недостаточно полное и всестороннее изучение участниками бюджетного процесса федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также вносимых в них изменений, приводит к финансовым нарушениям. Необходимо отметить, что в структуре нарушений, выявленных в 2012 году, наибольший удельный вес, как и в предыдущие годы, занимает неэффективное использование бюджетных средств и имущества (33,8%).
Контрольные мероприятия свидетельствуют о том, что главными распорядителями средств областного бюджета не в полной мере реализуются полномочия, предусмотренные статьей 158 БК РФ в части обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств подведомственными учреждениями, а также организации и осуществления ведомственного финансового контроля.
При подготовке проектов постановлений администрации области и финансово-экономических обоснований к ним не в полной мере соблюдается действующее законодательство, неверно просчитываются объемы финансирования и показатели результативности, в отдельных проектах предлагаемые к утверждению ассигнования не подтверждены финансово-экономическими обоснованиями.
В условиях перехода бюджетных учреждений на новые принципы организации деятельности и изменения механизма финансирования возникает объективная потребность в адаптации системы финансового контроля к указанным изменениям. Финансовый контроль деятельности бюджетных и автономных учреждений будет осуществляться в форме контроля использования субсидий в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. При этом основное внимание будет уделено вопросам полноты и качества выполнения государственного задания и эффективности использования имущества.




Приложение
к отчету о работе
Контрольно-счетной палаты
Магаданской области за 2012 год

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ


№ Показатели 2012 г.
п/п

1. Проведено контрольных и экспертно-аналитических 113
мероприятий,
в том числе:

1.1. контрольных мероприятий 12

1.2. экспертно-аналитических мероприятий 101

2. Количество контрольных и экспертно-аналитических -
мероприятий, проведенных с использованием принципов
аудита эффективности

3. Количество совместных контрольных и экспертно- 2
аналитических мероприятий, проведенных с органами
государственного и муниципального финансового контроля и
правоохранительными органами, - всего,
в том числе:

3.1. с иными органами государственного финансового контроля -

3.2. с правоохранительными органами 1

3.3. с муниципальными контрольными органами и комиссиями, 1
сформированными представительными органами местного
самоуправления

4. Охвачено контрольными мероприятиями проверяемых органов 16
и организаций

5. Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной 30 307,3
сфере (тыс. рублей), - всего (без неэффективного
использования государственных средств)

5.1 в том числе нецелевое использование средств (тыс. рублей) 549,7

6. Выявлено неэффективное использование государственных 15 455,5
средств (тыс. рублей)

7. Устранено финансовых нарушений (тыс. рублей), - всего 14 135,1

7.1. в том числе возмещено денежными средствами (тыс. рублей) 4 944,8

8. Подготовлено экспертных заключений, - всего 101
в том числе:

8.1 по проектам нормативных правовых актов 79

9. Количество законов и иных нормативных правовых актов, 48
принятых с учетом замечаний и предложений контрольно-
счетного органа

10. Количество направленных представлений и предписаний 10

11. Количество представлений и предписаний, снятых с контроля 7
(исполненных), в том числе за прошедшие периоды

12. Количество направленных в органы государственной власти и 221
органы местного самоуправления информационных материалов
и предложений по результатам контрольных и экспертно-
аналитических мероприятий

13. Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, 14
иные правоохранительные органы

13.1. Количество возбужденных по материалам КСО уголовных дел -

14. Количество возбужденных по материалам КСО 4
административных производств

15. Количество подготовленных методических материалов 3

15.1. стандартов деятельности КСО 3

16. Численность сотрудников КСО (чел.) 15

17. Количество сотрудников КСО, прошедших обучение по 10
программе повышения квалификации за последние три года

18. Затраты на содержание контрольно-счетного органа в 2012 20 986,5
году (тыс. рублей)

19. Запланировано средств в региональном бюджете 2013 года на 27 679,1
финансирование деятельности контрольно-счетного органа
(тыс. рублей)

20. Количество контрольно-счетных органов муниципальных 8
образований в субъекте Российской Федерации

20.1. в том числе со статусом юридического лица 4

21. Наличие региональных объединений контрольно-счетных 1
органов муниципальных образований

22. Количество информационных материалов о деятельности КСО в 3
средствах массовой информации,
в том числе:

22.1. в печатных средствах массовой информации 3

22.2. на радио и телевидении -

23. Количество сообщений контрольно-счетного органа субъекта -
РФ, размещенных в разделе "Новости из регионов" на сайте
АКСОР



------------------------------------------------------------------