Постановление администрации Ягоднинского района от 27.09.2013 N 466 "Об утверждении муниципальной районной целевой программы "Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах на территории Ягоднинского района"
ЯГОДНИНСКИЙ РАЙОН МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯГОДНИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. № 466
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В
2013-2018 ГОДАХ НА ТЕРРИТОРИИ ЯГОДНИНСКОГО РАЙОНА"
В соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 29 августа 2013 г. № 799-па "Об утверждении областной целевой программы "Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах" администрация Ягоднинского района постановляет:
1. Утвердить муниципальную районную целевую программу "Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах на территории Ягоднинского района".
2. Контроль по исполнению настоящего постановления возложить на комитет экономики администрации Ягоднинского района (Бессонову О.Б.).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. главы района
П.Н.СТРАДОМСКИЙ
Приложение
к постановлению
администрации Ягоднинского района
от 27.09.2013 № 466
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2013-2018 ГОДАХ НА ТЕРРИТОРИИ ЯГОДНИНСКОГО РАЙОНА"
Наименование программы
Муниципальная районная целевая программа "Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах на территории Ягоднинского района" (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Постановление администрации Магаданской области от 29 августа 2013 г. № 799-па "Об утверждении областной целевой программы "Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах"
Заказчик Программы
Администрация Ягоднинского района
Разработчик Программы
Комитет экономики администрации Ягоднинского района
Исполнители Программы
Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области (комитет экономики администрации Ягоднинского района, территориальный отдел администрации Ягоднинского района)
Цель Программы
-оптимизация системы расселения как мера улучшения качества жизни населения
Задачи Программы
- оптимизация миграционных процессов;
- масштабная консолидация расселения.
Ожидаемые конкретные результаты Программы
- улучшение жилищных условий 0,262 тысячи граждан Ягоднинского района;
- оптимизация системы расселения путем полного закрытия 7 населенных пунктов Ягоднинского района, не имеющих перспектив для своего развития.
Индикаторы Программы
- улучшение жилищных условий граждан.
- оптимизация системы расселения путем полного закрытия 7 населенных пунктов Ягоднинского района, не имеющих перспектив для своего развития.
Объемы и источники финансирования Программы
Источник - Субсидии, предоставленные из областного бюджета Магаданской области. Объемы финансирования Программы на текущий финансовый год и последующие финансовые годы устанавливаются в соответствии с постановлением администрации Магаданской области об ОЦП "Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах". Софинансирование из бюджета района: в 2014 г. 100,0 тыс. руб. - изготовление информационных буклетов.
Сроки реализации Программы
2013-2018 годы
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Ягоднинского района от 11 мая 2010 г. № 223 "Об утверждении порядка разработки, формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ МО "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области"
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
В Ягоднинском районе остро стоит проблема расселения граждан, проживающих в населенных пунктах, не имеющих дальнейших перспектив для развития.
В своем большинстве это горняцкие поселки, появившиеся в советские годы во время интенсивной разработки россыпных месторождений полезных ископаемых. Наличие в них градообразующих предприятий, как правило, старательских артелей, обусловило создание рабочих мест, появление объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, обеспечивало занятость населения.
В настоящее время с ликвидацией таких градообразующих предприятий в этих населенных пунктах возникли многочисленные проблемы. И люди настойчиво поднимают вопрос по цивилизованному их расселению в рамках действующего федерального законодательства. Успешный опыт проведения такой компании в районе имеется. С 2005 года в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Федеральный закон № 125-ФЗ) практически полностью расселено 3 населенных пункта (поселок Спорное, села Эльген и Таскан). В указанный период предоставлены сертификаты 504 семьям, состоящим из 1062 граждан, что составляет 93,4% от общего количества граждан (1137), проживавших в данных населенных пунктах на момент признания их закрывающимися по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Несмотря на то, что на вышеуказанные мероприятия был направлен достаточно внушительный объем ассигнований из федерального бюджета, вопрос обеспечения благоустроенным жильем, расположенным в Ягоднинском районе Магаданской области в населенных пунктах, не имеющих перспектив для своего развития, в целом для населения района не решен. Перечень населенных пунктов, не имеющих перспектив для своего развития, представлен в Таблице № 1.
В населенных пунктах отсутствуют градообразующие предприятия, обслуживающая социальная инфраструктура, объекты жизнеобеспечения.
Анализ занятости населения населенных пунктов, не имеющих перспектив для своего развития, представлен в Таблице № 2;
Таблица № 1
Перечень населенных пунктов,
не имеющих перспектив для своего развития.
Ягоднинский район
Наименование населенного пункта
пос. Верхний-Ат-Урях
пос. им Горького
п. Стан-Утиный
пос. Штурмовой
с. Эльген
с. Таскан
п. Спорное
Таблица № 2
Анализ занятости населения населенных пунктов,
не имеющих перспектив для своего развития
Название населенного пункта
Число зарегистрированных
Численность фактически проживающих
Численность работающих
Удельный вес занятых % от фактически проживающих
Ягоднинский район
п. Верхний-Ат-Урях
12
0
0
0
п. им Горького
17
0
0
0
п. Стан-Утиный
110
9
6
67
п. Штурмовой
64
20
18
90
с. Эльген
24
0
0
0
с. Таскан
10
0
0
0
п. Спорное
25
0
0
0
Итого
262
29
24
82,7
Опросы населения Ягоднинского района показывают, что далеко не все изъявляют желание выехать для постоянного проживания в районы с более благоприятными климатическими условиями. Более 50 процентов опрошенного населения желает и далее проживать и трудиться в Магаданской области, однако при условии создания комфортных условий для жизни, основными из которых являются благоустроенное жилье и трудозанятость.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - оптимизация системы расселения в Магаданской области как мера улучшения качества жизни населения.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- оптимизация миграционных процессов;
- масштабная консолидация расселения.
3. Мероприятия Программы
Настоящая Программа призвана:
- дополнять систему мер, направленных на стабилизацию численности населения на территории Ягоднинского района Магаданской области.
- содействовать оптимизации системы расселения в Магаданской области.
- обеспечивать комплексный подход к решению вопросов оптимизации системы расселения. Основными принципами Программы являются:
- добровольность участия граждан и муниципальных образований района в Программе;
- финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Программой;
- обеспечение баланса интересов граждан, изъявивших желание принять участие в Программе, и администрации Ягоднинского района;
- взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Программой, с задачами социально-экономического развития Ягоднинского района Магаданской области;
- доступность информации об условиях участия в Программе.
Для достижения целей и решения задач Программы предполагается реализация следующих мероприятий:
№ п/п
Содержание мероприятий
Исполнители
Срок исполнения
1
2
3
4
1.
Направление заявки в администрацию Магаданской области на предоставление субсидий в очередном году
Комитет экономики администрации Ягоднинского района
в 2013 году до 1 октября
ежегодно, до 1 мая
2.
Предоставление администрацией Ягоднинского района отчета о целевом использовании средств субсидий
Комитет экономики администрация Магаданской области
ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Выезд граждан в ЦРС. Предоставление жилищных субсидий гражданам в рамках реализации Федерального закона № 125-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено: "Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Следовательно, приобретение жилья в пределах Магаданской области в соответствии с условиями реализации Федерального закона № 125-ФЗ невозможно.
В рамках Федерального закона № 125-ФЗ в период до 01.01.2012 были признаны по согласованию с Правительством Российской Федерации три населенных пункта, указанные в Таблице № 3.
Таблица № 3
Перечень населенных пунктов, признанных закрывающимися по
согласованию с Правительством Российской Федерации
Наименование населенного пункта
Реквизиты НПА Правительства РФ
Поселок Спорное, Ягоднинского района
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 1448-р
село Эльген, село Таскан, Ягоднинского района
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2006 № 1258-р
Признание поселка закрывающимся по согласованию с Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ до 01.01.2012 давало право жителям этих населенных пунктов получать жилищные субсидии в первоочередном порядке. С 01.01.2012 сертификаты для жителей указанных населенных пунктов, не реализовавших свое право, не поступают.
Это вызвано тем, что с 01.01.2012 внесены изменения в Федеральный закон № 125-ФЗ, которые исключили из первой категории граждан - "жителей закрывающихся населенных пунктов", поскольку вступил в действие Федеральный закон от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Федеральный закон № 211-ФЗ). Действие Федерального закона № 211-ФЗ распространяется на жителей населенных пунктов, признанных закрывающимися по согласованию с Правительством Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона.
По вопросу решения проблемы жителей указанных населенных пунктов администрация Ягоднинского района неоднократно обращалась в администрацию Магаданской области, но пока вопрос не решен на уровне Правительства Российской Федерации.
В рамках Программы предполагается расселение населенных пунктов, представленных в Таблице № 4.
Таблица № 4
Наименование района
Число зарегистрированных
Численность фактически проживающих
Ягоднинский район
с. Эльген
24
0
с. Таскан
10
0
п. Спорное
25
0
Расселение населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решения администрации Магаданской области.
Расселение данных населенных пунктов возможно в рамках Федерального закона № 211-ФЗ при условии согласования закрытия этих населенных пунктов Правительством Российской Федерации. Населенный пункт, признанный закрывающимся на основании решения администрации Магаданской области, представлен в Таблице № 5. Пока закрытие п. Штурмовой Правительством Российской Федерации не согласовано. В настоящий момент внесены изменения в Федеральный закон № 211-ФЗ, наделяющие Правительство Российской Федерации полномочиями по принятию порядка закрытия поселков. Однако пока этот порядок Правительством Российской Федерации не принят, что не позволяет признать этот населенный пункт закрывающимся на уровне Правительства Российской Федерации.
Таблица № 5
Перечень населенных пунктов Магаданской области,
закрытие которых предполагается в рамках
Федерального закона № 211-ФЗ
Название населенного пункта
Число зарегистрированных
Численность фактически проживающих
Ягоднинский район
п. Штурмовой
64
20
Оказание содействия муниципальному образованию "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" в реализации мероприятий по оптимизации системы расселения предполагается при полном закрытии населенных пунктов, перечень которых указан в таблице № 6.
Таблица № 6
Наименование района
Наименование населенного пункта
Ягоднинский район
пос. Верхний-Ат-Урях
пос. им Горького
п. Стан-Утиный
пос. Штурмовой
с. Эльген
с. Таскан
п. Спорное
Содействие Ягоднинскому району будет осуществляться в виде субсидий, предоставляемых из областного бюджета Магаданской области в бюджет Ягоднинского района. Субсидии могут быть использованы на реализацию следующих мероприятий:
3.1. Предоставление социальной выплаты, осуществляемой безналичным путем гражданам, изъявившим желание сменить место жительства. Расчет размера социальной выплаты, осуществляемой из средств субсидии, предоставленной из областного бюджета, осуществляется с учетом нижеуказанных норм:
3.1.1. Для приобретения жилья в пределах Магаданской области, за исключением г. Магадана:
Для граждан, не имеющих жилых помещений в пользовании и в собственности на территории Магаданской области, за исключением жилых помещений в населенном пункте, из которого гражданин выезжает, расчет размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = (Н x РЖ),
Для граждан, имеющих жилые помещения на территории Магаданской области за исключением г. Магадана (кроме жилых помещений в населенном пункте, из которого гражданин выезжает), расчет размера социальной выплаты определяется по формуле:
СтЖ = (Н x РЖ) x 0,2, где
Н - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений по муниципальному образованию Магаданской области, выбранному гражданином для постоянного проживания, на дату выдачи свидетельства, определяемая соответствующим органом местного самоуправления.
РЖ - размер общей площади жилого помещения составляет:
а) для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. метра;
а) для семьи, состоящей из 2 человек - 42 кв. метра;
б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, - по 18 кв. метров на 1 человека.
3.1.2. Для приобретения жилых помещений в пределах г. Магадана:
Для пенсионеров и инвалидов первой и второй группы, не имеющих жилых помещений в пользовании и (или) в собственности в г. Магадане, расчет размера социальной выплаты определяется по формуле:
СтЖ = Н x РЖ
Для иных категорий граждан, не имеющих жилых помещений в пользовании и (или) в собственности в г. Магадане, расчет размера социальной выплаты определяется по формуле:
СтЖ = (Н x РЖ) x 0,5
Для граждан, имеющих жилые помещения в собственности на территории г. Магадана, расчет размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = (Н x РЖ) x 0,2
Н - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений на дату выдачи свидетельства, определяемая ежеквартально Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, для населенных пунктов - соответствующими органами местного самоуправления.
РЖ - размер общей площади жилого помещения составляет:
а) для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. метра;
а) для семьи, состоящей из 2 человек - 42 кв. метра;
б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, - по 18 кв. метров на 1 человека.
Участниками Программы могут являться граждане при условии их постоянного или преимущественного проживания в населенных пунктах Ягоднинского района, входящих в Программу на дату вступления в силу муниципального правового акта, утверждающего муниципальную программу.
Предоставление социальной выплаты подтверждается выдачей администрацией Ягоднинского района гражданину свидетельства. Выдача свидетельства осуществляется после дачи гражданином обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения, при этом:
граждане, проживающие в жилом помещении по договору социального найма, предоставляют обязательство о расторжении договора социального найма;
граждане, имеющие жилые помещения на территории населенного пункта, входящего в Программу, принадлежащие им и выезжающим с ними членам семьи на праве собственности, предоставляют обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения путем подписания договора отчуждения в пользу администрации соответствующего муниципального образования;
граждане, имеющие жилые помещения на территории населенных пунктов, входящих в Программу, находящиеся в долевой собственности, принадлежащие им и выезжающим с ними членам семьи, предоставляют обязательство о сдаче (передаче) доли собственности путем подписания договора отчуждения в пользу администрации соответствующего муниципального образования;
граждане, имеющие жилые помещения на территории населенных пунктов, входящих в Программу, находящиеся в общей собственности, принадлежащие им и выезжающим с ними членам семьи, предоставляют обязательство о сдаче (передаче) доли собственности путем выделения из него доли и подписания договора отчуждения в пользу соответствующего муниципального образования;
граждане, проживающие в населенных пунктах, входящих в Программу и не имеющие жилых помещений в собственности либо в социальном найме, предоставляют обязательство об освобождении занимаемой жилой площади (жилого помещения) о снятии с регистрационного учета.
3.2 Социальные выплаты, предоставленные из средств субсидии, могут быть использованы:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если семья или член семьи, участника Программы является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого, жилое помещение переходит в собственность этой семьи;
в) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
г) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение для семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли- продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
д) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, гражданин вправе использовать собственные средства, либо средства иных источников финансирования, которые должны быть внесены до перечисления социальной выплаты.
Для оплаты жилого помещения, гражданин - получатель свидетельства должен представить в администрацию МО "Ягоднинский муниципальный район" документы, подтверждающие совершение сделки, предусмотренной пунктами "а" - "д" настоящего раздела. Перечень документов определяется в соответствии с порядком предоставления социальной выплаты, осуществляемой безналичным путем гражданам, изъявившим желание сменить место жительства, утвержденным постановлением администрации МО "Ягоднинский муниципальный район".
В случае, если приобретаемое жилое помещение по стоимости, ниже расчетной величины социальной выплаты, выплата производится не выше размера стоимости приобретаемого жилого помещения.
3.3. На строительство жилья, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда.
Субсидии, предоставляемые бюджету Ягоднинского района, могут быть использованы органами местного самоуправления муниципальных образований Ягоднинского района на строительство жилья, выкуп жилья, расположенного в иных населенных пунктах Магаданской области, для дальнейшей реконструкции и капитального ремонта в соответствии законодательством. Построенное, реконструированное и отремонтированное жилье предоставляется органом местного самоуправления гражданину в соответствии с договором социального найма в случае отнесения законом Магаданской области такого гражданина к категории граждан, признанных по установленным законом Магаданской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям.
За гражданами - участниками Программы сохраняется право на получение жилищных субсидий, предоставляемых в рамках Федерального закона № 125-ФЗ с учетом норм, предусмотренных постановлением администрации Магаданской области от 16 мая 2013 г. № 427-па "О порядке реализации на территории Магаданской области в 2013-2015 годах подпрограммы "Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным жилищным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации
программных мероприятий
Результаты реализации Программы будут характеризоваться следующими показателями:
- улучшение жилищных условий 262 граждан;
- оптимизация системы расселения путем полного закрытия 7 населенных пунктов Ягоднинского района, не имеющих перспектив для своего развития.
Значения индикаторов по годам устанавливаются администрацией Магаданской области.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2013 года по 2018 год включительно.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования программных мероприятий являются субсидии, предоставленные из областного бюджета Магаданской области.
7. Сведения о заказчике, ответственном исполнителе и
исполнителях Программы
Заказчик Программы - администрация Ягоднинского района Магаданской области.
Ответственный исполнитель Программы - Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области (комитет экономики администрации Ягоднинского района, территориальный отдел администрации Ягоднинского района)
8. Механизм реализации Программы
Общие положения.
Организацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий осуществляет ответственный исполнитель Программы - комитет экономики администрации Ягоднинского района.
Предоставленные из областного бюджета субсидии могут быть использованы муниципальным образованием на осуществление следующих мероприятий:
- предоставление социальных выплат гражданам, изъявившим желание сменить место жительства;
- строительство жилья;
- выкуп жилья, расположенного в иных населенных пунктах Магаданской области для дальнейшей реконструкции и капитального ремонта.
При этом граждане, жители населенных пунктов, указанные в таблице 5 раздела 3 Программы, в случае участия в муниципальной программе, на реализацию которой предоставлены средства субсидии, утрачивают право на получение жилищных субсидий, предоставляемых в рамках Федерального закона № 211-ФЗ.
Граждане, участники муниципальной целевой программы, на реализацию которой предоставлены средства субсидии, за исключением граждан, получивших жилье по договорам социального найма, в дальнейшем утрачивают право на участие в областных целевых программах, направленных на улучшение жилищных условий.
При изъявлении гражданином желания участия в Программе, на реализацию которой предоставлены средства субсидии, между гражданином и администрацией МО "Ягоднинский район" заключается соглашение, которым предусматриваются обязательства гражданина о сроках сдачи жилья, расположенного в населенном пункте, указанном в Таблице № 6 и снятии с регистрационного учета, независимо от формы участия в муниципальной программе.
Таблица № 6
Название населенного пункта
Число зарегистрированных
Численность фактически проживающих
Ягоднинский район
пос. Верхний-Ат-Урях
12
0
пос. им Горького
17
0
п. Стан-Утиный
110
9
п. Штурмовой
64
20
с. Эльген
24
0
с. Таскан
10
0
с. Спорное
25
0
Итого
262
29
9. Объемы финансирования Программы на текущий финансовый
год и последующие финансовые годы
Объемы финансирования Программы на текущий финансовый год и последующие финансовые годы устанавливаются в соответствии с постановлением администрации Магаданской области об ОЦП "Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах"
------------------------------------------------------------------